Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

темп речи

Гуманитарный словарь

ТЕМП РЕ́ЧИ - скорость произнесения речевых эл-тов разной протяженности. Т. Р. измеряют двумя способами: как число звуков (или слогов), произносимых в единицу времени (напр., в сек), или как среднюю длительность звука (слога). Длительность звуков вообще измеряется в тысячных долях секунды - миллисекундах (мс). Т. Р. каждого отдельного индивидуума может меняться в широких пределах - от 60-70 мс при быстрой речи до 150-200 мс при медленной. Существует также и зависимость Т. Р. от индивидуальных особенностей говорящего. С лингв. т. зр. интересны изменения Т. Р., связанные с двумя обстоятельствами - с числом звуков (слогов) в слове или синтагме и с интонационным оформлением высказывания. Зависимость Т. Р. от числа звуков (слогов) в слове такова: чем больше звуков (слогов) в слове, тем меньше средняя длительность звука (слога). Эта зависимость является следствием стремления к изохронности произнесения слова или синтагмы. С т. зр. интонац. оформления для рус. яз. обязательным является замедление Т. Р. к концу завершенной синтагмы и отсутствие такого замедления в неконечной повествоват. и в конечной вопросит. синтагме. Важно также, что интонационное противопоставление важного/неважного может реализоваться изменениями в Т. Р.: при произнесении синтагмы, содержащей несущественную, дополнит. информацию, Т. Р. чаще всего убыстряется.

Убыстрение Т. Р. (по сравнению с нормальным, естеств. для данного индивидуума) связано с сокращением длительности гласных и согласных, а замедление - с преимущ. увеличением длительности гласных.

Т. Р. характеризует и произносит. стили: торжеств., публичная речь отличается б. медленным темпом, тогда как разговорная речь и особенно просторечие характеризуются быстрым темпом, что приводит к значит. изменениям фонетич. облика слов.

Лингвистика

Темп ре́чи

(итал. tempo, от лат. tempus - время) -

скорость произнесения элементов речи:

звуков, слогов, слов.

Измеряется либо числом звуков, слогов и т. д., произносимых в единицу

времени (чаще всего - в секунду), либо средней их длительностью.

Наиболее вероятной мерой Т. р. при восприятии

является период следования гласных, или, иначе

говоря, средняя длительность слога. Т. р. является одним из компонентов

интонации. Замедление темпа к концу высказывания служит средством создания его

интонационной цельности. Т. р. играет большую роль в

противопоставлении важного - неважного в высказывании: наиболее

важные в смысловом отношении отрезки речи (целые синтагмы или отдельные слова в них) произносятся в

замедленном темпе; отрезки, содержащие второстепенную информацию

(например, вводные слова), характеризуются убыстренным темпом.

Абсолютный Т. р. зависит от индивидуальных особенностей говорящего, его

эмоционального состояния, ситуации общения и стиля произношения. Существует зависимость Т. р. от

длины речевой единицы, свидетельствующая о тенденции к

изохронности: чем больше длина слова или синтагмы, тем меньше средняя

длительность звука (слога) в них.

Зиндер Л. Р., Общая фонетика, М., 1979;

Николаева Т. М., Интонация сложного предложения в

славянских языках, М., 1969;

Цеплитис Л. К., Анализ речевой интонации, Рига, 1974;

Физиология речи. Восприятие речи человеком, М., 1976.

Н. Д. Светозарова.

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Педагогическое речеведение

Темп речи (лат. tempus - время) - степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока.

Целесообразно различать Т. р. (развернутого высказывания), Т. фразы, Т. синтагмы (речевого сегмента) и Т. фонетического слова. Измерение Т. р. основано на подсчете числа звуковых единиц (звуков, слогов, слов), произносимых в единицу времени. Иногда Т. определяют по средней длительности звуковой единицы. Так, характеризуя некоторый Т. р., можно сказать, что число слогов, проговариваемых за одну секунду, составляет 2,8 или что средняя длительность слога при таком темпе - 352 мс (миллисекунды). Выделяют также «абсолютный» Т. р. (темп артикулирования) - количество сегментов и тональных звуков в единицу времени звучащей речи. Оптимизация речевого общения тесно связана с выбором оптимального Т. р.. Оптимальный Т. р., в зависимости от условий, может быть и медленным, и быстрым, и умеренным. Обычно противопоставляют медленный и быстрый Т. р. некоторому среднему Т. р. и называют его «нормальным». Правильнее этот последний называть умеренным или средним темпом, поскольку понятия «нормальный» и «оптимальный» близки по содержанию. Средний Т. р. русских составляет около 120 слов в минуту. Иными являются нормы «учебной речи»: в V-VI классах учитель, как правило, произносит не более 60, а в XI - не более 75 слов в минуту.

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств говорящего, его темперамента, подготовленности к развернутому высказыванию, от содержания речи и ситуации общения. Т. артикулирования возрастает при произнесении языковых единиц, которые являются привычными, как бы «лежащими наготове» в активном словарном запасе говорящего (различного рода устойчивые словосочетания, привычные речения, междометия и т. д.). Частная беседа, особенно на случайные темы, протекает в более быстром Т., чем публичное выступление (и в частности урок). Замечено: чем важнее содержание, тем медленнее речь. Т. р., особенно лекции, значительно замедляется, если слушатели ведут запись. Когда речь произносится в большом зале, отраженное эхо может накладываться на последующие слова, поэтому в этом случае следует говорить медленнее.

Замедление Т. р. может осуществляться двумя способами: путем увеличения длительности звуков и путем произнесения фразы с паузами между словами. Убыстрение Т. р. достигается путем сокращения длительности звуков (т. е. увеличением скорости артикуляции); при быстром Т. р. паузы между словами делаются короче или вовсе исчезают. При убыстрении Т. р. согласные сохраняются лучше, чем гласные. Это связано с тем, что при их произнесении артикуляционные движения носят более компактный характер и, следовательно, могут быть совершены с большей скоростью. Что касается гласных, то убыстрение Т. р. приводит к их количественной и качественной редукции. Другим следствием убыстрения речи может быть исчезновение ряда звуков - явление, довольно часто встречающееся в обиходной речи.

Следовательно, высокий Т. р. создает трудности для дикции при произнесении как согласных, так и гласных и может привести к нарушениям орфоэпического характера, к снижению информативной ценности высказывания. Чтобы этого не произошло, требуются хорошая натренированность артикуляции и умение следить за своей речью с точки зрения оптимального, наиболее подходящего Т. р.

Лит.: Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи.- Л., 1981; ЛЭС. - М, 1990; Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. - М., 1973; Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. - Киев, 1981; Основы педагогического мастерства. - Киев, 1987.

А.А. Князьков

Методические термины

ТЕМП (от лат. tempus - время) РЕ́ЧИ.

Скорость произнесения речевых элементов (звуков, слогов, слов); измеряется двумя способами: числом звуков (или слогов), произносимых в единицу времени (например, в сек.), или средней длительностью звука (слога). Существует зависимость Т. р. от особенностей изучаемого языка и индивидуальных особенностей говорящего. Средний Т. р. говорящих на русском языке - 240-260 слогов в мин. При обучении языку преподавателю рекомендуется придерживаться среднего Т. р. носителей языка. При быстром темпе обучающийся не может охватить полностью содержание услышанного, так как механизм внутреннего проговаривания отстает от скорости предъявления информации; меняется качество звуков, что также является препятствием для понимания. При медленном же темпе наблюдается ослабление внимания к тексту, затрудняется синтез составных частей предложения. Оптимальным для слушателей считается темп предъявления информации, соответствующий темпу его говорения на родном языке. Трудности аудирования, возникающие вследствие расхождения между темпом восприятия и предъявления информации, могут преодолеваться в результате увеличения длины пауз между смысловыми частями текста. Убыстрение темпа (по сравнению с нормальным, естественным для данного индивидуума) связано с сокращением длительности гласных и согласных, а замедление - с преимущественным увеличением длительности гласных. Т. р. - направление обучения в рамках занятий по фонетике и аудированию.

Полезные сервисы